![]() |
||
Научное общество учащихся «ЛИЦЕИСТ» Главным богатством современной России является ее интеллектуальный потенциал. Тем более это справедливо для не слишком богатой природными ресур-сами Мордовии. Развитие интеллектуального потенциала государства начинается с воспитания и образования детей и является одним из ведущих направлений деятельности лицея. С целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся, формирования у детей научного мировоззрения и исследовательского типа мышления в 2001 году в Чамзинской школе № 1 было создано Научное об-щество учащихся (НОУ). В связи с преобразованием школы в многопрофильный лицей НОУ преобразовано в Общество учащихся-исследователей «Лицеист». Деятельность Общества осуществляется на основе его Устава. За время существования НОУ через него прошли боле 160 человек. В основ-ном в НОУ входят ученики старшей ступени, некоторые одаренные и увлеченные научной работой учащиеся активно работают в НОУ уже с 5-6 класса, начиная с прошлого учебного года, впервые начали заниматься этим видом деятельности и младшие школьники. В Лицее сложилась определенная система организации исследовательской и проектной работы учащихся – ИПРУ (табл. 1). Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность проходит таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, хотя этот процесс длительный и сложный. Работа НОУ всегда начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. На следующем этапе определяются темы исследовательских работ, подбираются руководители, которыми выступают учителя лицея. Далее проводится серьезное научное исследование: определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, изучается большое количество литературы, выдвигаются гипотезы, проводится, используя разные методы, само исследование, полученные результаты и выводы оформляются в исследовательскую работу. Затем работы представляются на заседании секции. С 11 по 19 марта 2008 года прошли
заседания секций, на которых учащиеся выступили с защитой своих
учебно-исследовательских работ. Всего в 2007-2008 учебном году было
представлено 38 работ. Экспертная группа, из числа научных
руководителей, отобрала лучшие для участия в лицейской конференции «Шаг
в будущее» (табл.
3), которая состоялась 21 марта. Прежде всего, это работы,
отличающиеся исследовательским характером, актуальностью, новизной,
теоретической и практической значимостью. 25 исследовательских работ
были направлены на республиканский конкурс «Интеллектуальное будущее
Мордовии». Обычно юные исследователи не ограничиваются данным конкурсом
и представляют свои работы на всероссийские конкурсы. Результаты
участия в конкурсах исследовательских работ в 2006-2007 учебном году: Одним из главных результатов нашей работы мы считаем создание атмосфе-ры научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, опреде-ляемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Помимо познавательного, развивающего эффекта, самостоятельная исследо-вательская деятельность имеет немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления некомфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. О том, что пройденная школа НОУ не была напрасной, свидетельствует про-должение научной работы выпускниками уже в стенах вузов. [наверх] [на главную] |
||
|