главная
документы
история лицея
интеллектуальный марафон
мир гармонии
музей
начальная школа
НОУ Лицеист
олимпиада
педагогам
поисковый отряд
профильное обучение
турклуб
учеба
школа Здоровья

Научное общество учащихся «ЛИЦЕИСТ»

дети

Главным богатством современной России является ее интеллектуальный потенциал. Тем более это справедливо для не слишком богатой природными ресур-сами Мордовии. Развитие интеллектуального потенциала государства начинается с воспитания и образования детей и является одним из ведущих направлений деятельности лицея. С целью организации учебно-исследовательской деятельности одаренных учащихся, формирования у детей научного мировоззрения и исследовательского типа мышления в 2001 году в Чамзинской школе № 1 было создано Научное об-щество учащихся (НОУ). В связи с преобразованием школы в многопрофильный лицей НОУ преобразовано в Общество учащихся-исследователей «Лицеист».

Деятельность Общества осуществляется на основе его Устава.

За время существования НОУ через него прошли боле 160 человек. В основ-ном в НОУ входят ученики старшей ступени, некоторые одаренные и увлеченные научной работой учащиеся активно работают в НОУ уже с 5-6 класса, начиная с прошлого учебного года, впервые начали заниматься этим видом деятельности и младшие школьники. В Лицее сложилась определенная система организации исследовательской и проектной работы учащихся – ИПРУ (табл. 1). Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность проходит таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, хотя этот процесс длительный и сложный. Работа НОУ всегда начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. На следующем этапе определяются темы исследовательских работ, подбираются руководители, которыми выступают учителя лицея. Далее проводится серьезное научное исследование: определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, изучается большое количество литературы, выдвигаются гипотезы, проводится, используя разные методы, само исследование, полученные результаты и выводы оформляются в исследовательскую работу. Затем работы представляются на заседании секции.

С 11 по 19 марта 2008 года прошли заседания секций, на которых учащиеся выступили с защитой своих учебно-исследовательских работ. Всего в 2007-2008 учебном году было представлено 38 работ. Экспертная группа, из числа научных руководителей, отобрала лучшие для участия в лицейской конференции «Шаг в будущее» (табл. 3), которая состоялась 21 марта. Прежде всего, это работы, отличающиеся исследовательским характером, актуальностью, новизной, теоретической и практической значимостью. 25 исследовательских работ были направлены на республиканский конкурс «Интеллектуальное будущее Мордовии». Обычно юные исследователи не ограничиваются данным конкурсом и представляют свои работы на всероссийские конкурсы. Результаты участия в конкурсах исследовательских работ в 2006-2007 учебном году:
• Номинация за самые глубокие умозаключения во всероссийском конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я-исследователь» у Сиушова Антона.
• Алякина А., Аникина М., Гаврилин Е., Пучкина Л., Синикина Р., Гре-чишникова Е. стали лау-реатами Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Национальное Дос-тояние России».
• Федоськина Е. Лауреат конкурса «Моя законо-творческая инициатива» • Алякина А. сначала стала Лауреатом I-ой степени Российского заочного конкурса «Юность, наука. Культура», а затем завоевала I место во Всероссийской конференции «Юность, наука, культура».
• Синикина Р., Виряскина М., Аникина М. стали дипломантами Республиканского конкурса ис-следовательских проектов по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу».
• Алякина А., Гречишникова Е., Виряскина М. (2 место), Мельникова Е. стали дипломантами Республиканской научно-профориентационной конференции «Многоликая Мордовия». • Виряскина М. заняла 1 место в республиканской краеведческой олимпиаде с исследованием о родниках, работа представлена на российской олимпиаде.

Одним из главных результатов нашей работы мы считаем создание атмосфе-ры научного поиска, формирование у учащихся нравственных ценностей, опреде-ляемых понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм. Помимо познавательного, развивающего эффекта, самостоятельная исследо-вательская деятельность имеет немаловажное значение для социально-психологической адаптации личности учащегося, преодоления некомфортности одаренного ребенка, формирования успешности, подготовки к самостоятельной жизнедеятельности в условиях рыночной экономики. О том, что пройденная школа НОУ не была напрасной, свидетельствует про-должение научной работы выпускниками уже в стенах вузов.

[наверх] [на главную]
 

 

 

Используются технологии uCoz